Выберите язык

О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Российская система образования сегодня переживает период масштабных преобразований. Новый импульс реформам придал и ряд принятых в последнее время федеральных нормативных документов, где обозначены желаемые цели и инструменты реализации государственной политики в области образования. В числе таких документов:

федеральный закон №273 "Об образовании в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 сентября 2013 года;
• государственная программа РФ «Развитие образования»; 
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», 
• Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации», 
• Постановление Правительства РФ от 24.05.2013 N 438 "О государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам"; 
• Постановление Правительства РФ от 11.04.2017 N 431 "О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ"; 
• Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 04.10.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
• Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены следующие ключевые изменения:

• прописана независимая оценка качества образования (ст. 95), общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ст.96); 
• введение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения, разработанных с учетом профессиональных стандартов; 
• были разграничены функции государства и общественных структур в сфере оценки качества образования и деятельности образовательных организаций; 
• аспирантура стала уровнем высшего образования; 
• впервые в законодательство были введены понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения; 
• особое внимание уделено созданию условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ; 
• усиление роли международной мобильности студентов и преподавателей.

Государственная аккредитация – это процедура подтверждения соответствия образовательной деятельности по основным образовательным программам профессионального образования на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Государственная аккредитация рассматривается как государственная услуга и проводится федеральным государственным органом, исполняющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки). Государственная аккредитация носит заявительный характер, но является обязательной для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию. Результатом прохождения государственной аккредитации является выдача образовательной организации свидетельства о государственной аккредитации сроком на 6 лет. В случае выявление нарушений (отклонений) от требований ФГОС, Рособрнадзор имеет право выдачи предписаний, проведения внепланового федерального государственного контроля качества образования, а также на приостановление или отказ в государственной аккредитации. Этот факт доводится до сведения учредителя, региональных органов исполнительной власти и органов прокуратуры.

Независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.

Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность - это признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая ее проводит.

Профессионально-общественная аккредитация – это процедура оценки и признания качества образовательных программ профессионального образования на соответствие требованиям профессиональных стандартов и рынка труда, проводится профессиональными и общественными организациями на добровольной основе.
В отличие от государственной аккредитации задачей общественных механизмов оценки является повышение качества образования, стимулирование развития учреждений образования, признание их достижений на национальном и международном уровне.
Сведения о профессионально-общественной аккредитации учитываются в процедурах контроля и оценки качества образования на государственном уровне:
• при государственной аккредитации;
• при процедурах контроля и надзора;
• при участии в конкурсе по распределения контрольных цифр приема на обучения за счет бюджетных ассигнований.
Кроме того, эти сведения могут использоваться в процедурах межвузовского и международного сотрудничества, а также для усиления имиджа организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, профессионально-общественная аккредитация все больше востребована среди вузов как механизм управления качеством образования.

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В мае 2018г. Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в два самостоятельных ведомства: Министерство просвещения Российской Федерации, занимающегося вопросами дошкольного и школьного образования и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. В настоящее время идет формирование кадрового состава министерства науки и высшего образования РФ, определяется функционал и структура департаментов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г Федеральная служба по надзору и контролю (Рособрнадзор) была выведена из состава министерства образования и является самостоятельным государственным органом исполнительной власти. Руководство деятельностью Рособрнадзора осуществляет Правительство Российской Федерации. Рособрнадзор проводит государственную аккредитацию образовательной деятельности по каждой образовательной программе на соответствие требованиям действующего ФГОС. В число полномочий Рособрнадзора также входят:
• федеральный государственный надзор за деятельностью образовательных организаций, 
• федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, 
• лицензирование образовательной деятельности организаций, 
• нострификация иностранных документов об образовании.

vovr2018

Управление системой образования в России

СВЕДЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В Российской Федерации образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование реализуется по следующим уровням:
   1. Дошкольное образование;
   2. Начальное общее образование;
   3. Основное общее образование;
   4. Среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
   1. среднее профессиональное образование;
   2. высшее образование - бакалавриат;
   3. высшее образование - специалитет, магистратура;
   4. высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Уровни высшего образования Срок обучения
Количество зачетных единиц
Бакалавриат 4 года 240
Специалитет 5 лет 300
Магистратура 2 года 120
Подготовка кадров высшей квалификации
(Аспирантура, адъюнктура)
3 года 180

Бакалавриат – первая ступень высшего профессионального образования, студенты которой получают фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. Программы подготовки бакалавров предусмотрены практически по всем направлениям подготовки, кроме некоторых, например, медицины, и имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Срок обучения на программам бакалавриата – четыре года. По окончании выпускник получает диплом бакалавра о законченном высшем образовании с присвоением квалификации по определенному направлению: бакалавр экономики, бакалавр юриспруденции и т.п. Диплом бакалавра дает право занимать должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. В дальнейшем выпускник бакалавриата имеет возможность продолжить обучение в магистратуре по своему направлению подготовки, выбрав необходимую специализацию, либо выбрать иное направление подготовки.

Магистратура – ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определённому профессиональному направлению. Программа обучения в магистратуре, продолжающаяся два года, предусматривает более глубокое теоретическое освоение выбранного профиля и более узкую специализацию по выбранному профессиональному направлению. Программы бакалавриата более практико-ориентированы, в магистратуре же студенты овладевают компетенциями, необходимыми для будущей научно-исследовательской или преподавательской деятельности.

Специалитет - уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста. Это традиционная ступень для российского высшего образования, которая существовала до присоединения России к Болонскому процессу и существует до сих пор. Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного направления.

Аспирантура – с 1 сентября 2013 г. аспирантура отнесена к третьему уровню высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации. Подготовка кадров высшей квалификации - подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Ученая степень присуждается аспиранту после сдачи кандидатского минимума (экзаменов) и защиты диссертации.

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Российской Федерации образовательные организации высшего образования могут быть отнесены к академии, институту и университету. Структура высшей школы пополнилась новыми категориями университетов – федеральные университеты и национальные исследовательские университеты – на которые возложена миссия локомотивов развития высшего образования России, выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования.

Федеральные университеты – такой статус присвоен 10 вузам – готовят высококвалифицированные кадры по приоритетным отраслям науки, производства и экономики в соответствии с перспективными планами социально-экономического развития образовательных организаций в регионах и федеральных округах.

Национальные исследовательские университеты – статус НИУ присвоен 29 вузам – призваны обеспечить высококвалифицированными кадрами приоритетные направления развития науки, техники и высоких технологий.

С 2015 года Минобрнауки России реализуется проект «Развитие сети опорных университетов».

Опорные университеты – статус опорного университета присвоен 33 вузам – это создаваемый в регионе на основе объединения существующих высших учебных заведений университет, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.

Еще два вуза – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет имеют особый статус и право выдавать дипломы собственного образца. Эти вузы также праве разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

В Российской Федерации на государственном уровне определяются требования к реализации всех направлений подготовки и специальностей, устанавливаемые Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти.

ФГОС определяют требования к структуре основных образовательных программ (ООП), к условиям реализации ООП и к результатам освоения ООП. В разработке ФГОС участвуют ведущие вузы страны, представители академической общественности, работодателей, координацию работы которых осуществляет Министерство образования РФ.

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.

Подробнее о Федеральных государственных образовательных стандартах в Российской Федерации

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Профессиональный стандарт – это требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

profstand2018

Подробнее о профессиональных стандартах в Реестре профессиональных стандартов, Национальном руководстве по согласованию и проверке соответствия результатов освоения образовательной программы Национальной Рамке Квалификаций и профессиональными стандартами.