В настоящее время наблюдается повсеместная переориентация с Запада на Восток, и сфера высшего образования не стала исключением. Активно привлекаются иностранные абитуриенты, преподаватели и эксперты. По данным Министерства науки и высшего образования РФ, в 2022 году в российские вузы по квоте правительства на бюджетные места на сегодняшний день зачислены более 21,5 тыс. абитуриентов из-за рубежа. При этом в Министерстве уточнили, что основной поток поступающих шёл из стран СНГ и Китая. В этом году правительство увеличило до 23 тыс. количество бюджетных мест для иностранцев, в 2023 году оно увеличится до 30 тысяч. Заключаются соглашения о сотрудничестве, реализации совместных образовательных программ и научных проектов. Так, например, на данный момент Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) подписал более 20 соглашений об академическом обмене с университетами Китая.
Китайская Народная Республика стала приоритетным направлением в развитии сотрудничества между высшими учебными заведениями. Минобрнауки сообщило, что в настоящее время в российских университетах, включая их зарубежные филиалы, обучается около 33 000 китайских студентов. В России развивается Российско-Китайская Ассоциация технических университетов. За последние девять лет китайские университеты ассоциации направили 3148 человек на обучение в российские университеты по различным долгосрочным и краткосрочным учебным программам, а также приняли 1301 студента из российских вузов.
Страна | Пример |
Совместные образовательные программы | |
Китай |
Амурский государственный университет (АмГУ) и Хэйхэский университет Вузы подписали договор о сотрудничестве. Документ закрепляет взаимодействие вузов в сфере учебной деятельности и академических обменов, а также подготовки кадров для российско-китайского технического и гуманитарного сотрудничества. |
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Харбинский политехнический университет В 2023 году вузы откроют двухдипломную образовательную программу медицинского направления на английском языке. В ее рамках студенты будут изучать медицину и биомедицину, а также использование IT-технологий в этой области. Сейчас программа готова и проходит согласования сторон. Возможность доступа к таким программам является одной из причин, по которым молодые люди приезжают на Дальний Восток. |
|
Иркутский государственный университет и Хэйлунцзянский институт иностранных языков Иркутский государственный университет принял первых студентов специальной международной программы обучения, реализуемой совместно с Хэйлунцзянским институтом иностранных языков (Китай). |
|
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) и вузы Китая Иркутский политех предлагает открыть совместную онлайн-магистратуру по ИИ с вузами Китая. Профессор Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) Александр Афанасьев разработал проект создания русско-китайской магистратуры по искусственному интеллекту. Профессор предлагает открыть с одним из университетов Китая онлайн-магистратуру «Компьютерное зрение». |
|
Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова и вузы Китая Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова создаст совместные образовательные программы с вузами Китая, среди которых Пекинский политехнический институт, Пекинский университет иностранных языков, Чжэнчжоуский университет, Хэнаньский университет, Шэньсийский педагогический университет, Цзяньсийский педагогический университет, также МГУ продолжит открывать их вместе с учебными заведениями стран СНГ, в частности, с Киргизией, «преследуя цели сохранения и дальнейшего развития единого образовательного пространства». |
|
Узбекистан | 34 вузах Узбекистана ведется обучение по совместным с Россией программам. |
Совместные научные и образовательные проекты | |
Китай |
Министерство науки и высшего образования России и Министерство науки Китая в 2022 году окажут финансовую поддержку как минимум десяти российско-китайским научным проектам. Реализация проектов запланирована на 2023-2025 годы. От российской стороны в проектах были задействованы: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; Представители КНР выразили заинтересованность в совместной работе в рамках проекта «Международная арктическая станция «Снежинка». В ходе встречи было решено в короткие сроки подписать соглашение о сотрудничестве и начать реализацию совместных научно-образовательных программ в области водородной энергетики, гибридного транс-порта, телекоммуникаций, робототехники и других экологически чистых технологий на базе арктической станции. |
Иран |
Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) В этом году Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) запустил масштабный проект «PRO русский». Проект направлен на популяризацию русского языка на Ближнем Востоке и рассчитан на людей, не владеющих русским языком и желающих его изучать. Первое мероприятие цикла «PRO русский» – открытие в столице Ирана образовательной площадки в формате «литературного кафе». |
Киргизия |
Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) расширяет число академических проектов в партнёрстве с университетами Киргизии. |
Япония |
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Университет Токай По мнению ректора Токайского университета Киёси Ямада, один из примеров поддержания межуниверситетского диалога в текущей ситуации – сотрудничество ДВФУ и Университета Токай в Токио. Он добавил, что вузы рассчитывают на продолжение совместных проектов, таких как совместная летняя онлайн-школа и исследовательская экспедиция на научном судне, а также сохранение представительских офисов ДВФУ в Токио и Университета Токай в ДВФУ. |
СНГ | В Астане прошло заседание совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ. Участники заседания обсудили вопросы образования, признания частичных квалификаций в системе профессионально-технического и среднего специального образования, сопоставления систем государственной научной аттестации в государствах-участниках СНГ, деятельности Сетевого университета СНГ и развития образовательного пространства Содружества в области подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Результаты исследования станут основой для принятия решения о возможности разработки проекта Соглашения о взаимном признании документов об учёных степенях государств-участников СНГ. В рамках заседания российская делегация также представила информацию о деятельности Сетевого университета СНГ, в качестве головной организации которого выступает Российский университет дружбы народов. В этом году в состав СУ СНГ вошло 8 новых образовательных организаций высшего образования из России, Армении и Киргизии, количество участников достигло 46 организаций. В дальнейшем планируется актуализировать перечень совместных образовательных программ, а также использовать инновационные образовательные технологии в процессе обучения и реализации совместных научных и научно-технических проектов. На сегодняшний день открыто шесть зарубежных филиалов Московского университета: в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Таджикистане, Армении, Словении. В филиалах реализуются программы подготовки бакалавров и магистрантов на русском языке как по естественнонаучным специальностям, так и по гуманитарным. |
Каспийский регион |
Также на Генеральной Ассамблее подписали ряд соглашений, в том числе о создании международного центра образования и карьеры. |
АТР |
Россия укрепляет диалог в сфере высшего образования со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Генеральный секретарь Ассоциации университетов Азиатско-Тихоокеанского региона Кристофер Тремеван заявил, что на сегодняшний день странам Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо переосмыслить будущее высшего образования. |
Кафедры/филиалы вузов/центры русского языка | |
Китай, Индия, Вьетнам |
Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина планирует открыть кафедры и центры русского языка в вузах Китая, Индии и Вьетнама. В настоящее время ведутся переговоры о создании таких кафедр с Хэйлунцзянским университетом (Харбин, Китай), институтами и университетами в Ханое (Вьетнам) и Мумбаи (Индия)». |
Монголия |
Уральский федеральный университет Центр изучения русского языка будет создан в Монголии, сообщает пресс-служба Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург). |
Казахстан |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Правительство Казахстана приняло постановление об открытии филиалов двух российских вузов Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (в городе Алматы) и Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина (в городе Атырау) осенью 2022 года. |
Иран |
Уфимский государственный нефтяной технический университет Уфимский государственный нефтяной технический университет будет проводить обучение преподавателей и студентов Нефтяного технологического Университета Ирана. |
Зимбабве |
Российско-Африканский сетевой университет Десять вузов Республики Зимбабве присоединились к Российско-Африканскому сетевому университету. |
Египет |
Уральский государственный экономический университет, Уральский федеральный университет Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, УрГЭУ) и компания «Медиа Араб по производству и маркетингу СМИ» подписали соглашение о создании Центра русского языка в Египте. Он будет выполнять функции подготовительного факультета, после окончания которого выпускники смогут поступить в УрГЭУ или другой российский университет. |
Вузы и иностранные абитуриенты
В РУДН больше всего абитуриентов из Ирана, Китая, Вьетнама, Египта. В число наиболее массово представленных стран в этом году можно также назвать Ливан, Нигерию, Анголу, Турцию, Чад, Эквадор. Самыми популярными среди иностранцев направления подготовки в РУДН продолжительное время остаются «Лечебное дело», «Стоматология», «Международные отношения», «Экономика», «Юриспруденция» и «Лингвистика».
Среди поступивших в Высшую школу экономики, абитуриенты из стран СНГ, Индии, Китая, Вьетнама, Нигерии, но нет студентов из Германии, Франции или США.
В МГИМО приняли 301 иностранного студента из 36 стран. Есть из недружественных стран, из европейских стран – из Италии, Австрии, даже из Соединенных Штатов.
В РАНХиГС подали заявления граждане 29 стран, в числе которых государства СНГ, а также абитуриенты из Болгарии, Грузии, Ирана, Йемена, Израиля, Вьетнама, Пакистана, Сирии, Таджикистана, Экваториальной Гвинеи, Туркменистана и Турции.
В Московском политехническом университете среди подавших заявления были граждане Украины и стран Латинской Америки, а также жители Латвии, Эстонии, Израиля, Франции, Кубы, Мексики и Коста-Рики.
Не видят уменьшения числа иностранных абитуриентов и в российских творческих вузах. Большинство поступивших в них граждане стран СНГ или Китая, также есть представители Германии, Абхазии, Донецкой и Луганской народных республик.
Более 80% абитуриентов в МГУ в этом году поступают из Восточной, Центральной и Западной Азии – наибольшее количество заявлений было подано абитуриентами из Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Ирана, Белоруссии, Киргизии.
В МГПУ страны-лидеры по количеству абитуриентов остались прежние: Китай, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия, Украина. Здесь говорят, что среди тех, кто впервые проявил интерес к вузу, представители Мексики, Мали, Шри-Ланки, Болгарии, Египта, Афганистана, Сирии, Колумбии и Словакии.
В МАИ больше всего заявлений поступило из Китая, Узбекистана, Казахстана, Малайзии, Вьетнама и Египта. В Казанский федеральный университет приезжают прежде всего граждане Туркменистана, Китая, Киргизии, Узбекистана, Ирана, Египта, Турции и стран Латинской Америки.
Сейчас более 21 тыс. иностранных граждан распределено на обучение в российские университеты в пределах квоты правительства РФ. Большинство из них – из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Китая, Украины. 2 346 граждан ЛНР, ДНР и Украины поступили на первый курс обучения в пределах квоты для иностранных граждан.
Среди остальных иностранцев по аналогии с прошлым годом продолжают быть наиболее востребованными такие направления подготовки, как экономика, лечебное дело, менеджмент и юриспруденция. При этом наибольшее число заявлений подано в следующих регионах: Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Свердловская область, Новосибирская область, Нижегородская область, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Башкортостан, Красноярский край.
Несмотря на международные санкции, ведущие российские вузы надеются на стабильный приток иностранных студентов в этом году, в основном из стран Азии и Африки.
Студенты из стран СНГ, особенно из таких государств, как Таджикистан или Казахстан, продолжают активно приезжать в Россию в настоящее время. Как правило, они поступают не в крупные российские университеты, а в те, которые расположены в обширных российских провинциях, среди которых Барнаул, Иркутск, Новосибирск, Челябинск и Оренбург.
Меньшее количество студентов из Европейского Союза и Восточной Европы продолжит ездить в Россию, но мы уже наблюдаем увеличение притока студентов из Китая, Вьетнама и Центральной Африки. Спрос на образование в Российской Федерации среди студентов из Сирии и Ирана также растёт.
Согласно более ранним данным Россотрудничества (Российского федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и международного гуманитарного сотрудничества) и другим источникам, число африканских студентов в российских университетах оценивается более чем в 25 000 студентов из более чем 50 африканских стран.
Интерес к поступлению в российские вузы увеличился от абитуриентов из Венгрии, Германии и Австрии.
*Информация взята из открытых источников