Выберите язык

В настоящее время наблюдается повсеместная переориентация с Запада на Восток, и сфера высшего образования не стала исключением. Активно привлекаются иностранные абитуриенты, преподаватели и эксперты. По данным Министерства науки и высшего образования РФ, в 2022 году в российские вузы по квоте правительства на бюджетные места на сегодняшний день зачислены более 21,5 тыс. абитуриентов из-за рубежа. При этом в Министерстве уточнили, что основной поток поступающих шёл из стран СНГ и Китая. В этом году правительство увеличило до 23 тыс. количество бюджетных мест для иностранцев, в 2023 году оно увеличится до 30 тысяч. Заключаются соглашения о сотрудничестве, реализации совместных образовательных программ и научных проектов. Так, например, на данный момент Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) подписал более 20 соглашений об академическом обмене с университетами Китая.

Китайская Народная Республика стала приоритетным направлением в развитии сотрудничества между высшими учебными заведениями. Минобрнауки сообщило, что в настоящее время в российских университетах, включая их зарубежные филиалы, обучается около 33 000 китайских студентов. В России развивается Российско-Китайская Ассоциация технических университетов. За последние девять лет китайские университеты ассоциации направили 3148 человек на обучение в российские университеты по различным долгосрочным и краткосрочным учебным программам, а также приняли 1301 студента из российских вузов.

 Страна Пример
Совместные образовательные программы
Китай 

Амурский государственный университет (АмГУ) и Хэйхэский университет

Вузы подписали договор о сотрудничестве. Документ закрепляет взаимодействие вузов в сфере учебной деятельности и академических обменов, а также подготовки кадров для российско-китайского технического и гуманитарного сотрудничества.

АмГУ готов поддержать совместные образовательные и научные проекты в области спортивных технологий, подготовки дизайнеров, переводчиков и педагогов, а также принять участие в качестве партнёра в разработке совместной магистерской программы в области физической культуры и спорта и международного туризма.

Интенсификация стратегического партнёрства с образовательными организациями КНР и модернизация системы подготовки кадров на Дальнем Востоке отвечают задачам стратегического проекта АмГУ «Россия и Китай: диалог культур – фундамент будущего» в рамках федеральной программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Харбинский политехнический университет

В 2023 году вузы откроют двухдипломную образовательную программу медицинского направления на английском языке. В ее рамках студенты будут изучать медицину и биомедицину, а также использование IT-технологий в этой области. Сейчас программа готова и проходит согласования сторон. Возможность доступа к таким программам является одной из причин, по которым молодые люди приезжают на Дальний Восток.

Иркутский государственный университет и Хэйлунцзянский институт иностранных языков

Иркутский государственный университет принял первых студентов специальной международной программы обучения, реализуемой совместно с Хэйлунцзянским институтом иностранных языков (Китай).

Программа обучения включает ряд дисциплин двух профилей: «Лингвистическое обеспечение комплексного регионального анализа» и «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».

Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) и вузы Китая

Иркутский политех предлагает открыть совместную онлайн-магистратуру по ИИ с вузами Китая. Профессор Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) Александр Афанасьев разработал проект создания русско-китайской магистратуры по искусственному интеллекту. Профессор предлагает открыть с одним из университетов Китая онлайн-магистратуру «Компьютерное зрение».

Выпускники магистерской программы будут решать кейсы в интересах ведущих промышленных компаний России и Китая. 

Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова и вузы Китая

Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова создаст совместные образовательные программы с вузами Китая, среди которых Пекинский политехнический институт, Пекинский университет иностранных языков, Чжэнчжоуский университет, Хэнаньский университет, Шэньсийский педагогический университет, Цзяньсийский педагогический университет, также МГУ продолжит открывать их вместе с учебными заведениями стран СНГ, в частности, с Киргизией, «преследуя цели сохранения и дальнейшего развития единого образовательного пространства».

МГУ учредил совместно с Пекинским политехническим институтом (ППИ) в Шэньчжэне совместный российско-китайский университет, который, начиная с 2017 года, ведёт подготовку обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, в том числе на русском языке, на семи факультетах. В совместном университете МГУ-ППИ в Шэньчжэне сегодня реализуется 16 образовательных программ: шесть по направлениям подготовки бакалавриата (из них пять программ на русском языке), восемь магистерских программ (из них шесть на русском языке) и две программы аспирантуры – обе на русском языке.

С Хэйлунцзянским университетом в Харбине (КНР) реализуется магистерская программа на русском языке по направлению подготовки «Лингвистика», которую ведёт Высшая школа перевода МГУ и Высшая школа перевода Хэйлунцзянского университета.

Узбекистан 34 вузах Узбекистана ведется обучение по совместным с Россией программам.
Совместные научные и образовательные проекты
Китай

Министерство науки и высшего образования России и Министерство науки Китая в 2022 году окажут финансовую поддержку как минимум десяти российско-китайским научным проектам. Реализация проектов запланирована на 2023-2025 годы.

Отметим, что в 2021 году Россия и Китай поддержали шесть проектов по перспективным направлениям научно-технологического развития. Результаты научно-технологического сотрудничества будут доступны в 2023 году.

От российской стороны в проектах были задействованы: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина;
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина;
Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН;
Институт сильноточной электроники Сибирского отделения РАН;
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана;
Сколковский институт науки и технологий.

Участниками со стороны Китая выступили:
Сианьский транспортный университет;
Северо-Западный политехнический университет;
Нанкинский университет;
Институт электрической инженерии Академии наук Китая;
Харбинский инженерный университет;
Чжэцзянский университет.

Представители КНР выразили заинтересованность в совместной работе в рамках проекта «Международная арктическая станция «Снежинка». В ходе встречи было решено в короткие сроки подписать соглашение о сотрудничестве и начать реализацию совместных научно-образовательных программ в области водородной энергетики, гибридного транс-порта, телекоммуникаций, робототехники и других экологически чистых технологий на базе арктической станции.

Иран
Таджикистан

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ)

В этом году Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) запустил масштабный проект «PRO русский». Проект направлен на популяризацию русского языка на Ближнем Востоке и рассчитан на людей, не владеющих русским языком и желающих его изучать. Первое мероприятие цикла «PRO русский» – открытие в столице Ирана образовательной площадки в формате «литературного кафе».

С мая этого года учёные-русисты Северо-Кавказского федерального университета ведут цикл вебинаров по русской грамматике, организованный совместно с университетом Алламе Табатабаи в Тегеране для иранских студентов, изучающих русский язык.

Недавно СКФУ запустил в Таджикистане курсы русского языка для детей беженцев из Афганистана. Занятия будут проходить онлайн и очно на площадке Славянского культурно-просветительского центра в Душанбе и помогут детям и молодежи подготовиться к обучению в школах и вузах стран Центральной Азии.

СКФУ планирует провести серию мероприятий, направленных на популяризацию русского языка как в нашей стране, так и за её пределами. Уже сейчас вуз ведёт активную работу по продвижению русского языка в Абхазии, Армении, Киргизии, Ливане, Сирии, Южной Осетии и Узбекистане.

Киргизия

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ)

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) расширяет число академических проектов в партнёрстве с университетами Киргизии.

СКФУ активно сотрудничает, в том числе с Кыргызско-Российским Славянским университетом им. Б. Ельцина, Кыргызским национальным университетом им. Ж. Баласагына, Кыргызским государственным техническим университетом им. И. Раззакова.

В частности, одним из главных совместных мероприятий стал проект «Летний университет», в ходе которого обучались студенты из семи вузов Киргизии.

Помимо этого, Северо-Кавказский центр математических исследований провёл в Бишкеке «Неделю математики», которая включала курсы повышения квалификации для преподавателей математики по современным аспектам фундаментальной и прикладной математики.

С Кыргызско-Российским Славянским университетом имени Б. Ельцина подписано соглашение о сотрудничестве, планируется организация летней школы журналистики, совместные образовательные проекты. Для студентов вуза прошёл мультимедийный марафон.

СКФУ входит в консорциум Российско-Кыргызских технических университетов. В рамках визита ректора вуза в республику состоялось подписание соглашения с Кыргызским государственным техническим университетом им. И. Раззакова о реализации программы двух дипломов по направлению “Строительство”.

Подписан меморандум о сотрудничестве с Кыргызским национальным университетом имени Ж. Баласагына.

С главой Россотрудничества в Киргизии Альбертом Зульхарнеевым намечены перспективы реализации современных межпредметных курсов для общеобразовательных школ страны, а также мероприятия по популяризации русского языка.

Япония

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Университет Токай

По мнению ректора Токайского университета Киёси Ямада, один из примеров поддержания межуниверситетского диалога в текущей ситуации – сотрудничество ДВФУ и Университета Токай в Токио. Он добавил, что вузы рассчитывают на продолжение совместных проектов, таких как совместная летняя онлайн-школа и исследовательская экспедиция на научном судне, а также сохранение представительских офисов ДВФУ в Токио и Университета Токай в ДВФУ.

СНГ
В Астане прошло заседание совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ. Участники заседания обсудили вопросы образования, признания частичных квалификаций в системе профессионально-технического и среднего специального образования, сопоставления систем государственной научной аттестации в государствах-участниках СНГ, деятельности Сетевого университета СНГ и развития образовательного пространства Содружества в области подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Результаты исследования станут основой для принятия решения о возможности разработки проекта Соглашения о взаимном признании документов об учёных степенях государств-участников СНГ.

В рамках заседания российская делегация также представила информацию о деятельности Сетевого университета СНГ, в качестве головной организации которого выступает Российский университет дружбы народов. В этом году в состав СУ СНГ вошло 8 новых образовательных организаций высшего образования из России, Армении и Киргизии, количество участников достигло 46 организаций. В дальнейшем планируется актуализировать перечень совместных образовательных программ, а также использовать инновационные образовательные технологии в процессе обучения и реализации совместных научных и научно-технических проектов.

На сегодняшний день открыто шесть зарубежных филиалов Московского университета: в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Таджикистане, Армении, Словении. В филиалах реализуются программы подготовки бакалавров и магистрантов на русском языке как по естественнонаучным специальностям, так и по гуманитарным.

Кроме того, МГУ с 2019 года совместно с Белорусским государственным университетом реализует совместную программу «История белорусской диаспоры».

Каспийский регион


Круглый стол «Право и научная дипломатия для устойчивого развития Каспийского региона» собрал более 30 участников из России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана.

На сегодняшний день в российских вузах обучаются более 108 тысяч студентов из стран Каспийского региона (более 7 тысяч из Азербайджана, 4,6 тысяч из Ирана, 65,7 тысяч из Казахстана и 30,7 тысяч из Туркменистана).

Кроме того, в рамках Каспийского экономического форума прошла Генеральная ассамблея Ассоциации государственных университетов и научно-исследовательских центров Прикаспийского региона. Ассоциация имеет важное значение в межвузовском взаимодействии. Её состав постоянно расширяется и включает в себя уже более 50 вузов и научных центров Прикаспия (15 университетов и научных центров РФ, 32 университета и научных центра Ирана, 6 университетов и научных центров Казахстана, 7 университетов Азербайджана, 1 университет Туркменистана). РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина было подписано Соглашение о создании консорциума «Каспийский международный сетевой университет нефтегазовых технологий и экологии».

Также на Генеральной Ассамблее подписали ряд соглашений, в том числе о создании международного центра образования и карьеры.

АТР

Россия укрепляет диалог в сфере высшего образования со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

В рамках Восточного экономического форума прошла 11-я Международная конференция Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества по взаимодействию в сфере высшего образования (МКО АТЭС-2022).

Минобрнауки России выступает с инициативой создания образовательных «хабов» в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая пространство Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), с участием заинтересованных российских и иностранных вузов, которые объединят ведущие университеты и научные учреждения.

Участники международной конференции АТЭС также обсудили передовой опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению качества и цифровизации образовательных процессов в условиях пандемии.

Генеральный секретарь Ассоциации университетов Азиатско-Тихоокеанского региона Кристофер Тремеван заявил, что на сегодняшний день странам Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо переосмыслить будущее высшего образования.

Кафедры/филиалы вузов/центры русского языка
Китай, Индия, Вьетнам

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина планирует открыть кафедры и центры русского языка в вузах Китая, Индии и Вьетнама. В настоящее время ведутся переговоры о создании таких кафедр с Хэйлунцзянским университетом (Харбин, Китай), институтами и университетами в Ханое (Вьетнам) и Мумбаи (Индия)».

В вузе отметили, что в 2021 открыты кафедры Института имени А.С. Пушкина за рубежом на базе четырёх университетов. Это Российско-Армянский университет, Российско-Таджикский (славянский) университет, Кыргызско-Российский славянский университет, Белорусско-Российский университет. Кафедра русского языка также действует на Кубе в Гаванском университете.

Монголия

Уральский федеральный университет

Центр изучения русского языка будет создан в Монголии, сообщает пресс-служба Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург).

Сейчас в УрФУ учатся 49 студентов из Монголии. Кроме того, более 2 тыс. монгольских выпускников Уральского политехнического института и Уральского государственного университета работают у себя на родине. Многие из них занимают высокие должности в политике, промышленности, культуре и науке.

УрФУ уже имеет опыт создания подобных языковых центров – ранее они появились в Египте и Китае.

Монголия в этом году получила 600 квот на бюджетные места в вузах России.

Казахстан

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

Правительство Казахстана приняло постановление об открытии филиалов двух российских вузов Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (в городе Алматы) и Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина (в городе Атырау) осенью 2022 года.

Работа по открытию в стране филиалов зарубежных вузов проводится по поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. В феврале 2022 года были подписаны меморандум о взаимопонимании между Министерством образования и науки Казахстана и Министерством науки и высшего образования РФ, а также соглашение между правительством Казахстана и правительством РФ о создании и функционировании филиалов казахстанских вузов в России и российских – в Казахстане

Иран

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Уфимский государственный нефтяной технический университет будет проводить обучение преподавателей и студентов Нефтяного технологического Университета Ирана.

Зимбабве

Российско-Африканский сетевой университет

Десять вузов Республики Зимбабве присоединились к Российско-Африканскому сетевому университету.

В столице Зимбабве Хараре с 12-го по 15 сентября состоялась встреча российской делегации с Министром высшего образования, инноваций, науки и развития технологий Республики Зимбабве Амоном Мурвирой. По итогам встречи стороны подписали меморандумы о присоединении к Российско-Африканскому сетевому университету (РАФУ) 10 зимбабвийских вузов, а также согласовали совместные научно-образовательные программы в рамках этого проекта.

РАФУ – это новый консорциум вузов при поддержке министерства, в состав которого входят российские и африканские университеты и научные центры. Он направлен на укрепление сотрудничества между Россией и странами Африки в сфере высшего образования, создает единое образовательное и научное пространство, вырабатывает механизмы для развития академической и студенческой мобильности, содействует межкультурному диалогу.

Так, к РАФУ присоединятся государственный университет Мидлэндс, национальный университет науки и технологий, университет Грейт Зимбабве, университет в Лупане, университет прикладных наук Маникалэндс, университет в Гванда, открытый университет Зимбабве, технологический институт в Хараре, университет науки и педагогики Биндуры и технологический университет Чинхойи.

Египет

Уральский государственный экономический университет, Уральский федеральный университет

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, УрГЭУ) и компания «Медиа Араб по производству и маркетингу СМИ» подписали соглашение о создании Центра русского языка в Египте. Он будет выполнять функции подготовительного факультета, после окончания которого выпускники смогут поступить в УрГЭУ или другой российский университет.

Уральский федеральный университет открыл в столице Египта, Каире, центр, занимающийся подготовкой местных студентов к поступлению в российские вузы.

 

Вузы и иностранные абитуриенты

В РУДН больше всего абитуриентов из Ирана, Китая, Вьетнама, Египта. В число наиболее массово представленных стран в этом году можно также назвать Ливан, Нигерию, Анголу, Турцию, Чад, Эквадор. Самыми популярными среди иностранцев направления подготовки в РУДН продолжительное время остаются «Лечебное дело», «Стоматология», «Международные отношения», «Экономика», «Юриспруденция» и «Лингвистика».

Среди поступивших в Высшую школу экономики, абитуриенты из стран СНГ, Индии, Китая, Вьетнама, Нигерии, но нет студентов из Германии, Франции или США.

В МГИМО приняли 301 иностранного студента из 36 стран. Есть из недружественных стран, из европейских стран – из Италии, Австрии, даже из Соединенных Штатов.

В РАНХиГС подали заявления граждане 29 стран, в числе которых государства СНГ, а также абитуриенты из Болгарии, Грузии, Ирана, Йемена, Израиля, Вьетнама, Пакистана, Сирии, Таджикистана, Экваториальной Гвинеи, Туркменистана и Турции.

В Московском политехническом университете среди подавших заявления были граждане Украины и стран Латинской Америки, а также жители Латвии, Эстонии, Израиля, Франции, Кубы, Мексики и Коста-Рики.

Не видят уменьшения числа иностранных абитуриентов и в российских творческих вузах. Большинство поступивших в них граждане стран СНГ или Китая, также есть представители Германии, Абхазии, Донецкой и Луганской народных республик.

Более 80% абитуриентов в МГУ в этом году поступают из Восточной, Центральной и Западной Азии – наибольшее количество заявлений было подано абитуриентами из Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Ирана, Белоруссии, Киргизии.

В МГПУ страны-лидеры по количеству абитуриентов остались прежние: Китай, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия, Украина. Здесь говорят, что среди тех, кто впервые проявил интерес к вузу, представители Мексики, Мали, Шри-Ланки, Болгарии, Египта, Афганистана, Сирии, Колумбии и Словакии.

В МАИ больше всего заявлений поступило из Китая, Узбекистана, Казахстана, Малайзии, Вьетнама и Египта. В Казанский федеральный университет приезжают прежде всего граждане Туркменистана, Китая, Киргизии, Узбекистана, Ирана, Египта, Турции и стран Латинской Америки.

Сейчас более 21 тыс. иностранных граждан распределено на обучение в российские университеты в пределах квоты правительства РФ. Большинство из них – из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Китая, Украины. 2 346 граждан ЛНР, ДНР и Украины поступили на первый курс обучения в пределах квоты для иностранных граждан.

Среди остальных иностранцев по аналогии с прошлым годом продолжают быть наиболее востребованными такие направления подготовки, как экономика, лечебное дело, менеджмент и юриспруденция. При этом наибольшее число заявлений подано в следующих регионах: Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Свердловская область, Новосибирская область, Нижегородская область, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Башкортостан, Красноярский край.

Несмотря на международные санкции, ведущие российские вузы надеются на стабильный приток иностранных студентов в этом году, в основном из стран Азии и Африки.

Студенты из стран СНГ, особенно из таких государств, как Таджикистан или Казахстан, продолжают активно приезжать в Россию в настоящее время. Как правило, они поступают не в крупные российские университеты, а в те, которые расположены в обширных российских провинциях, среди которых Барнаул, Иркутск, Новосибирск, Челябинск и Оренбург.

Меньшее количество студентов из Европейского Союза и Восточной Европы продолжит ездить в Россию, но мы уже наблюдаем увеличение притока студентов из Китая, Вьетнама и Центральной Африки. Спрос на образование в Российской Федерации среди студентов из Сирии и Ирана также растёт.

Согласно более ранним данным Россотрудничества (Российского федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и международного гуманитарного сотрудничества) и другим источникам, число африканских студентов в российских университетах оценивается более чем в 25 000 студентов из более чем 50 африканских стран.

Интерес к поступлению в российские вузы увеличился от абитуриентов из Венгрии, Германии и Австрии.


*Информация взята из открытых источников