Конференция экспертов

Совместный семинар INQAAHE и ENQA « Качество международного профессионального образования»

В конце октября 2010 г. в Москве прошла V Всероссийская конференция экспертов по оценке качества образования с традиционной темой «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества образования», в которой приняли участие около 180 профессионалов от российского высшего образования.

Поскольку вопросы развития отечественной системы гарантии качества образования в контексте Болонских реформ сохраняют свою актуальность, тема конференции не изменилась. Мероприятие вызвало большой интерес российского экспертного сообщества. Перед участниками выступили вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, президент Гильдии экспертов в сфере профессионального образования Александр Подшибякин, директор Института содержания образования Института развития образования ГУ-ВШЭ Владимир Шадриков, президент Ассоциации инженерного образования России (АИОР),  в прошлом ректор Томского политехнического университета Юрий Похолков, директор Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Владимир Наводнов.

Рассуждая об инициативах в российском законодательстве, Виктор Болотов обратил внимание коллег на то, что интегрированный закон имеет немало положений, связанных с общественно-профессиональной аккредитацией. И если раньше прерогатива аккредитации была у государства, то теперь оно допускает к участию в процедуре аккредитации программ профессионального образования работодателей. Получается, о профессиональном сообществе забыли?! Эксперты же уверены в том, что объективно оценить качество образования под силу только профессиональным сообществам, а значит, профессионалам еще не поздно напомнить о себе, чтобы в документе был расширен перечень объединений, имеющих право заниматься общественно-профессиональной аккредитацией. Виктор Болотов предложил повлиять на содержание проекта документа через Комитет Государственной Думы РФ по образованию.

Александр Подшибякин напомнил о том, что в Европе оценку качеству образования дают именно общественные организации, и государство, исходя из этих оценок, выделяет учреждениям средства, проводит необходимые организационные мероприятия. И у нас начались подвижки к работе по такому же механизму, и государство может привлекать профессиональное сообщество к совместной работе. «В Европе понимают, что государство не должно принимать участие абсолютно во всех процессах, и оценку качества образования должны давать профессионалы из общественных организаций,» -заметил А. Подшибякин. Но в нашем деле события происходят несколько иначе, при том что президент и председатель правительства России говорят о необходимости избавить государство от лишних функций, которые нужно передавать работодателям и общественным организациям.

Владимир Шадриков добавил: «От экспертов никуда не уйти. Какие бы процедуры ни изобретались, всегда во главе будут стоять компетентные люди - эксперты. Эксперты - это основа, на которой базируются все процедуры оценивания. Они незаменимы».По мнению В.Шадрикова, экспертам в своей деятельности следовало бы обратить внимание на следующий принципиальный  момент:  именно они должны оценивать и выработать единообразие в подходе к этому вопросу. Оценочные заключения по результатам экспертиз не должны быть уникальными, иначе они будут несопоставимы друг с другом. Требуется соответствующая система подготовки экспертов, которые должны знать, что и как надо оценивать. А то, что эксперты должны проходить специальное обучение, - в этом Владимир Шадриков не сомневается. И для них должна быть разработана специальная система подготовки.

Об опыте работы по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ рассказал президент Ассоциации инженерного образования России (АИОР), экс-ректор Томского политехнического университета Юрий Похолков. Наиболее опытная в нашей стране на сегодняшний день общественная организация по аккредитации образовательных программ, АИОР входит в структуру Washington Accord, по существу, представляющую собой соглашение, заключенное в 1989 году организация­ми по обеспечению качества в области образования восьми англоговорящих стран: США, Канады, Великобритании, Ирландии, ЮАР. Австралии. Новой Зеландии и Гонконга. Washington Accord -это соглашение о взаимном признании систем национальной общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии. У каждой из стран есть своя структура, занимающаяся общественно-профессиональной аккредитацией, но принципы оценки при аккредитации образовательных программ используются схожие, и поэтому признаются в других государствах, подписавших соглашение.Такое признание способствует развитию академической мобильности и продвигает возможность получения сертификата инженера-профессионала в любой из этих стран. В 2009 году АИОР начала работу по аккредитации программ не только российских, но и казахстанских вузов.

Гильдия экспертов стремится поддержать систему общественно-профессиональной аккредитации, которая распространялась бы не только на Россию, но и на все постсоветское пространство. Как отметил Виктор Болотов, представителям высшей школы стран Содружества независимых государств очень не хватает профессиональной оценки со стороны именно российских экспертов.
По сложившейся традиции в конференции российских экспертов по оценке качества принял участие представитель профессионального экспертного сообщества из зарубежья. На этот раз гостем был эксперт самого  высокого уровня - экс-президент Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA) Питер Уильямс. Он три срока возглавлял ENQA. а также долгое время со дня основания работал директором Агентства гарантии качества образования в Великобритании (QAA). Пи­тер Уильямс - один из авторов Европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества (ESG-ENQA), документа, который стал одним из самых популярных и обсуждаемых не только в Европе, но и во всем мире.

Г-н Уильямс свое выступление посвятил рассказу о системах гарантии качества Великобритании и Европы. Он подробно охарактеризовал систему высшего образования Великобритании, которая значительно отличается от российской. Вообще, вузы страны туманного Альбиона формально являются независимыми саморегулируемыми организациями, большинство из которых частично финансируется правительством. Они официально признаны государством, но не находятся в его собственности. Будучи однажды признанными, вузы получают широкие полномочия по присуждению собственных степеней и обучению тому, что они считают нужным.

В Британии не существует единой обязательной государственной схемы аккредитации образовательных программ. Вузы сами определяют необходимость в аккредитации. Некоторые программы профессионального образования аккредитуются профессиональными сообществами и ассоциациями по отраслям: например, юридическими, медицинскими, бухгалтерскими. При этом анархии в процедуре аккредитации нет: большинство вузов получают финансирование от государства, которое через свои финансовые комитеты оценивает качество образования, предоставляемое вузами. Есть качество - есть финансирование. А выполняет все процедуры оценивания Агентство гарантии качества. Подобных агентств гарантии качества в европейском реестре зарегистрировано 19. хотя, как уверяет Питер Уильямс, в реестре могло бы быть порядка 45. Поэтому еще очень далеко до момента, когда можно будет говорить о полноценно функционирующем объединенном европейском образовательном пространстве высшего образования. Впрочем, в большинстве стран Европы имеются агентства гарантии качества или аккредитационные агентства.
Второй день конференции был посвящен практическим вопросам экспертной деятельности, обсуждению перспектив развития общественно-профессиональной аккредитации и дальнейших форм и направлений развития деятельности Гильдии.

Подводя итог двухдневной конференции экспертов, ее участники сделали вывод о том, что, в целом, у Российской Федерации есть все необходимые ресурсы для интеграции в мировое экспертное пространство. Как скоро это произойдет, зависит не только от правительства и законодателей, но и от активности самих экспертов, которые имеют принципиальные возможности влиять на государственную политику в области оценки качества образования. Например, через Комитет Государственной Думы РФ по образованию. В любом случае, без профессиональных экспертов российскому образованию не обойтись, и первые лица страны это понимают, все больше расширяя их возможности для участия в процедурах аккредитации.