Select your language

NCPA was founded in 1995

National Centre for Public Accreditation

NCPA helps HEIs enhance the quality and visibility
of study programmes and attract international students

Home

33% of all the accredited tertiary education programmes in Russia have been accredited by NCPA

Register of Accredited Programmes
  • among accreditation agencies

  • study programmes from 98 HEIs have been accredited

  • >1500

    experts from 29 countries were involved in the accreditation procedures

Services

  • Public accreditation NCPA
    • supports a HEI during the whole accreditation procedure,
    • invites reputable academic experts from the leading HEIs, and representatives of large business companies,
    • issues a Certificate of Accreditation and uploads the results of accreditation in the Register of Accredited Programmes
  • International accreditation NCPA
    • involves international experts from the CIS, China, India and other countries,
    • issues two accreditation certificates,
    • publishes the information on the accredited programmes in the Database of External Quality Assurance Results in the Asia-Pacific Region (DAQAR)

Feedback

  • “Financial University under the Government of the Russian Federation”- on international accreditation

  • “National Research Tomsk State University” – on joint accreditation

  • “Russian State Agrarian University-Moscow Timiryazev Agricultural Academy”- on public accreditation

Accreditation procedure: step by step

  • 1

    Application for accreditation (up to 1 week)

    ile your application via our e-form on the website or by email accred@ncpa.ru or by phone 8 927 888 6000

    We agree on the composition of the cluster of study programmes (learn more) , calculate the cost of accreditation, determine the dates for the Site Visit, discuss clauses of the agreement

  • 2

    Self-evaluation (2-3 months)

    NCPA supports HEIs in the preparation of Self-evaluation reports: provides instructional and methodological materials, uploads the programmes undergoing accreditation to the digital platform for accreditation support, consults, delivers training seminars/webinars for the HEI staff responsible for accreditation (on request)

  • 3

    Site Visit (3 days)

    NCPA takes responsibility for all the arrangements involved in the Site Visit and coordinates the work of the External Review Panel onsite.

    An External Review Panel composed of reputable academic experts, representatives of large businesses, and students, works at the university for 3 working days, mainly in the format of hour-long interviews with the HEI administration, teaching staff, students, graduates, and employers. Within a month after the Site Visit the Panel prepares an External Review Report with expert assessments and recommendations for improvement.

  • 4

    Decision-making

    The National Accreditation Board makes the accreditation decision based on the Self-Evaluation Report and the results of the external review.

    If the decision is positive, the Board issues a Certificate of public accreditation of a cluster of educational programmes. The maximum accreditation period is 6 years

  • 5

    Follow-up

    We upload information about accredited programmes in the national Register of Accredited Programmes and in the DAQAR database (for international accreditation).

    We promote the accredited programmes in the journals “Accreditation in Education”, “Higher Education in Russia”, and other media.

В настоящее время наблюдается повсеместная переориентация с Запада на Восток, и сфера высшего образования не стала исключением. Активно привлекаются иностранные абитуриенты, преподаватели и эксперты. По данным Министерства науки и высшего образования РФ, в 2022 году в российские вузы по квоте правительства на бюджетные места на сегодняшний день зачислены более 21,5 тыс. абитуриентов из-за рубежа. При этом в Министерстве уточнили, что основной поток поступающих шёл из стран СНГ и Китая. В этом году правительство увеличило до 23 тыс. количество бюджетных мест для иностранцев, в 2023 году оно увеличится до 30 тысяч. Заключаются соглашения о сотрудничестве, реализации совместных образовательных программ и научных проектов. Так, например, на данный момент Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) подписал более 20 соглашений об академическом обмене с университетами Китая.

Китайская Народная Республика стала приоритетным направлением в развитии сотрудничества между высшими учебными заведениями. Минобрнауки сообщило, что в настоящее время в российских университетах, включая их зарубежные филиалы, обучается около 33 000 китайских студентов. В России развивается Российско-Китайская Ассоциация технических университетов. За последние девять лет китайские университеты ассоциации направили 3148 человек на обучение в российские университеты по различным долгосрочным и краткосрочным учебным программам, а также приняли 1301 студента из российских вузов.

 Страна Пример
Совместные образовательные программы
Китай 

Амурский государственный университет (АмГУ) и Хэйхэский университет

Вузы подписали договор о сотрудничестве. Документ закрепляет взаимодействие вузов в сфере учебной деятельности и академических обменов, а также подготовки кадров для российско-китайского технического и гуманитарного сотрудничества.

АмГУ готов поддержать совместные образовательные и научные проекты в области спортивных технологий, подготовки дизайнеров, переводчиков и педагогов, а также принять участие в качестве партнёра в разработке совместной магистерской программы в области физической культуры и спорта и международного туризма.

Интенсификация стратегического партнёрства с образовательными организациями КНР и модернизация системы подготовки кадров на Дальнем Востоке отвечают задачам стратегического проекта АмГУ «Россия и Китай: диалог культур – фундамент будущего» в рамках федеральной программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Харбинский политехнический университет

В 2023 году вузы откроют двухдипломную образовательную программу медицинского направления на английском языке. В ее рамках студенты будут изучать медицину и биомедицину, а также использование IT-технологий в этой области. Сейчас программа готова и проходит согласования сторон. Возможность доступа к таким программам является одной из причин, по которым молодые люди приезжают на Дальний Восток.

Иркутский государственный университет и Хэйлунцзянский институт иностранных языков

Иркутский государственный университет принял первых студентов специальной международной программы обучения, реализуемой совместно с Хэйлунцзянским институтом иностранных языков (Китай).

Программа обучения включает ряд дисциплин двух профилей: «Лингвистическое обеспечение комплексного регионального анализа» и «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».

Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) и вузы Китая

Иркутский политех предлагает открыть совместную онлайн-магистратуру по ИИ с вузами Китая. Профессор Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) Александр Афанасьев разработал проект создания русско-китайской магистратуры по искусственному интеллекту. Профессор предлагает открыть с одним из университетов Китая онлайн-магистратуру «Компьютерное зрение».

Выпускники магистерской программы будут решать кейсы в интересах ведущих промышленных компаний России и Китая. 

Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова и вузы Китая

Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова создаст совместные образовательные программы с вузами Китая, среди которых Пекинский политехнический институт, Пекинский университет иностранных языков, Чжэнчжоуский университет, Хэнаньский университет, Шэньсийский педагогический университет, Цзяньсийский педагогический университет, также МГУ продолжит открывать их вместе с учебными заведениями стран СНГ, в частности, с Киргизией, «преследуя цели сохранения и дальнейшего развития единого образовательного пространства».

МГУ учредил совместно с Пекинским политехническим институтом (ППИ) в Шэньчжэне совместный российско-китайский университет, который, начиная с 2017 года, ведёт подготовку обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, в том числе на русском языке, на семи факультетах. В совместном университете МГУ-ППИ в Шэньчжэне сегодня реализуется 16 образовательных программ: шесть по направлениям подготовки бакалавриата (из них пять программ на русском языке), восемь магистерских программ (из них шесть на русском языке) и две программы аспирантуры – обе на русском языке.

С Хэйлунцзянским университетом в Харбине (КНР) реализуется магистерская программа на русском языке по направлению подготовки «Лингвистика», которую ведёт Высшая школа перевода МГУ и Высшая школа перевода Хэйлунцзянского университета.

Узбекистан 34 вузах Узбекистана ведется обучение по совместным с Россией программам.
Совместные научные и образовательные проекты
Китай

Министерство науки и высшего образования России и Министерство науки Китая в 2022 году окажут финансовую поддержку как минимум десяти российско-китайским научным проектам. Реализация проектов запланирована на 2023-2025 годы.

Отметим, что в 2021 году Россия и Китай поддержали шесть проектов по перспективным направлениям научно-технологического развития. Результаты научно-технологического сотрудничества будут доступны в 2023 году.

От российской стороны в проектах были задействованы: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина;
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина;
Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН;
Институт сильноточной электроники Сибирского отделения РАН;
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана;
Сколковский институт науки и технологий.

Участниками со стороны Китая выступили:
Сианьский транспортный университет;
Северо-Западный политехнический университет;
Нанкинский университет;
Институт электрической инженерии Академии наук Китая;
Харбинский инженерный университет;
Чжэцзянский университет.

Представители КНР выразили заинтересованность в совместной работе в рамках проекта «Международная арктическая станция «Снежинка». В ходе встречи было решено в короткие сроки подписать соглашение о сотрудничестве и начать реализацию совместных научно-образовательных программ в области водородной энергетики, гибридного транс-порта, телекоммуникаций, робототехники и других экологически чистых технологий на базе арктической станции.

Иран
Таджикистан

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ)

В этом году Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) запустил масштабный проект «PRO русский». Проект направлен на популяризацию русского языка на Ближнем Востоке и рассчитан на людей, не владеющих русским языком и желающих его изучать. Первое мероприятие цикла «PRO русский» – открытие в столице Ирана образовательной площадки в формате «литературного кафе».

С мая этого года учёные-русисты Северо-Кавказского федерального университета ведут цикл вебинаров по русской грамматике, организованный совместно с университетом Алламе Табатабаи в Тегеране для иранских студентов, изучающих русский язык.

Недавно СКФУ запустил в Таджикистане курсы русского языка для детей беженцев из Афганистана. Занятия будут проходить онлайн и очно на площадке Славянского культурно-просветительского центра в Душанбе и помогут детям и молодежи подготовиться к обучению в школах и вузах стран Центральной Азии.

СКФУ планирует провести серию мероприятий, направленных на популяризацию русского языка как в нашей стране, так и за её пределами. Уже сейчас вуз ведёт активную работу по продвижению русского языка в Абхазии, Армении, Киргизии, Ливане, Сирии, Южной Осетии и Узбекистане.

Киргизия

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ)

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) расширяет число академических проектов в партнёрстве с университетами Киргизии.

СКФУ активно сотрудничает, в том числе с Кыргызско-Российским Славянским университетом им. Б. Ельцина, Кыргызским национальным университетом им. Ж. Баласагына, Кыргызским государственным техническим университетом им. И. Раззакова.

В частности, одним из главных совместных мероприятий стал проект «Летний университет», в ходе которого обучались студенты из семи вузов Киргизии.

Помимо этого, Северо-Кавказский центр математических исследований провёл в Бишкеке «Неделю математики», которая включала курсы повышения квалификации для преподавателей математики по современным аспектам фундаментальной и прикладной математики.

С Кыргызско-Российским Славянским университетом имени Б. Ельцина подписано соглашение о сотрудничестве, планируется организация летней школы журналистики, совместные образовательные проекты. Для студентов вуза прошёл мультимедийный марафон.

СКФУ входит в консорциум Российско-Кыргызских технических университетов. В рамках визита ректора вуза в республику состоялось подписание соглашения с Кыргызским государственным техническим университетом им. И. Раззакова о реализации программы двух дипломов по направлению “Строительство”.

Подписан меморандум о сотрудничестве с Кыргызским национальным университетом имени Ж. Баласагына.

С главой Россотрудничества в Киргизии Альбертом Зульхарнеевым намечены перспективы реализации современных межпредметных курсов для общеобразовательных школ страны, а также мероприятия по популяризации русского языка.

Япония

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Университет Токай

По мнению ректора Токайского университета Киёси Ямада, один из примеров поддержания межуниверситетского диалога в текущей ситуации – сотрудничество ДВФУ и Университета Токай в Токио. Он добавил, что вузы рассчитывают на продолжение совместных проектов, таких как совместная летняя онлайн-школа и исследовательская экспедиция на научном судне, а также сохранение представительских офисов ДВФУ в Токио и Университета Токай в ДВФУ.

СНГ
В Астане прошло заседание совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ. Участники заседания обсудили вопросы образования, признания частичных квалификаций в системе профессионально-технического и среднего специального образования, сопоставления систем государственной научной аттестации в государствах-участниках СНГ, деятельности Сетевого университета СНГ и развития образовательного пространства Содружества в области подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Результаты исследования станут основой для принятия решения о возможности разработки проекта Соглашения о взаимном признании документов об учёных степенях государств-участников СНГ.

В рамках заседания российская делегация также представила информацию о деятельности Сетевого университета СНГ, в качестве головной организации которого выступает Российский университет дружбы народов. В этом году в состав СУ СНГ вошло 8 новых образовательных организаций высшего образования из России, Армении и Киргизии, количество участников достигло 46 организаций. В дальнейшем планируется актуализировать перечень совместных образовательных программ, а также использовать инновационные образовательные технологии в процессе обучения и реализации совместных научных и научно-технических проектов.

На сегодняшний день открыто шесть зарубежных филиалов Московского университета: в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Таджикистане, Армении, Словении. В филиалах реализуются программы подготовки бакалавров и магистрантов на русском языке как по естественнонаучным специальностям, так и по гуманитарным.

Кроме того, МГУ с 2019 года совместно с Белорусским государственным университетом реализует совместную программу «История белорусской диаспоры».

Каспийский регион


Круглый стол «Право и научная дипломатия для устойчивого развития Каспийского региона» собрал более 30 участников из России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана.

На сегодняшний день в российских вузах обучаются более 108 тысяч студентов из стран Каспийского региона (более 7 тысяч из Азербайджана, 4,6 тысяч из Ирана, 65,7 тысяч из Казахстана и 30,7 тысяч из Туркменистана).

Кроме того, в рамках Каспийского экономического форума прошла Генеральная ассамблея Ассоциации государственных университетов и научно-исследовательских центров Прикаспийского региона. Ассоциация имеет важное значение в межвузовском взаимодействии. Её состав постоянно расширяется и включает в себя уже более 50 вузов и научных центров Прикаспия (15 университетов и научных центров РФ, 32 университета и научных центра Ирана, 6 университетов и научных центров Казахстана, 7 университетов Азербайджана, 1 университет Туркменистана). РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина было подписано Соглашение о создании консорциума «Каспийский международный сетевой университет нефтегазовых технологий и экологии».

Также на Генеральной Ассамблее подписали ряд соглашений, в том числе о создании международного центра образования и карьеры.

АТР

Россия укрепляет диалог в сфере высшего образования со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

В рамках Восточного экономического форума прошла 11-я Международная конференция Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества по взаимодействию в сфере высшего образования (МКО АТЭС-2022).

Минобрнауки России выступает с инициативой создания образовательных «хабов» в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая пространство Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), с участием заинтересованных российских и иностранных вузов, которые объединят ведущие университеты и научные учреждения.

Участники международной конференции АТЭС также обсудили передовой опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению качества и цифровизации образовательных процессов в условиях пандемии.

Генеральный секретарь Ассоциации университетов Азиатско-Тихоокеанского региона Кристофер Тремеван заявил, что на сегодняшний день странам Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо переосмыслить будущее высшего образования.

Кафедры/филиалы вузов/центры русского языка
Китай, Индия, Вьетнам

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина планирует открыть кафедры и центры русского языка в вузах Китая, Индии и Вьетнама. В настоящее время ведутся переговоры о создании таких кафедр с Хэйлунцзянским университетом (Харбин, Китай), институтами и университетами в Ханое (Вьетнам) и Мумбаи (Индия)».

В вузе отметили, что в 2021 открыты кафедры Института имени А.С. Пушкина за рубежом на базе четырёх университетов. Это Российско-Армянский университет, Российско-Таджикский (славянский) университет, Кыргызско-Российский славянский университет, Белорусско-Российский университет. Кафедра русского языка также действует на Кубе в Гаванском университете.

Монголия

Уральский федеральный университет

Центр изучения русского языка будет создан в Монголии, сообщает пресс-служба Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург).

Сейчас в УрФУ учатся 49 студентов из Монголии. Кроме того, более 2 тыс. монгольских выпускников Уральского политехнического института и Уральского государственного университета работают у себя на родине. Многие из них занимают высокие должности в политике, промышленности, культуре и науке.

УрФУ уже имеет опыт создания подобных языковых центров – ранее они появились в Египте и Китае.

Монголия в этом году получила 600 квот на бюджетные места в вузах России.

Казахстан

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

Правительство Казахстана приняло постановление об открытии филиалов двух российских вузов Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (в городе Алматы) и Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина (в городе Атырау) осенью 2022 года.

Работа по открытию в стране филиалов зарубежных вузов проводится по поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. В феврале 2022 года были подписаны меморандум о взаимопонимании между Министерством образования и науки Казахстана и Министерством науки и высшего образования РФ, а также соглашение между правительством Казахстана и правительством РФ о создании и функционировании филиалов казахстанских вузов в России и российских – в Казахстане

Иран

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Уфимский государственный нефтяной технический университет будет проводить обучение преподавателей и студентов Нефтяного технологического Университета Ирана.

Зимбабве

Российско-Африканский сетевой университет

Десять вузов Республики Зимбабве присоединились к Российско-Африканскому сетевому университету.

В столице Зимбабве Хараре с 12-го по 15 сентября состоялась встреча российской делегации с Министром высшего образования, инноваций, науки и развития технологий Республики Зимбабве Амоном Мурвирой. По итогам встречи стороны подписали меморандумы о присоединении к Российско-Африканскому сетевому университету (РАФУ) 10 зимбабвийских вузов, а также согласовали совместные научно-образовательные программы в рамках этого проекта.

РАФУ – это новый консорциум вузов при поддержке министерства, в состав которого входят российские и африканские университеты и научные центры. Он направлен на укрепление сотрудничества между Россией и странами Африки в сфере высшего образования, создает единое образовательное и научное пространство, вырабатывает механизмы для развития академической и студенческой мобильности, содействует межкультурному диалогу.

Так, к РАФУ присоединятся государственный университет Мидлэндс, национальный университет науки и технологий, университет Грейт Зимбабве, университет в Лупане, университет прикладных наук Маникалэндс, университет в Гванда, открытый университет Зимбабве, технологический институт в Хараре, университет науки и педагогики Биндуры и технологический университет Чинхойи.

Египет

Уральский государственный экономический университет, Уральский федеральный университет

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, УрГЭУ) и компания «Медиа Араб по производству и маркетингу СМИ» подписали соглашение о создании Центра русского языка в Египте. Он будет выполнять функции подготовительного факультета, после окончания которого выпускники смогут поступить в УрГЭУ или другой российский университет.

Уральский федеральный университет открыл в столице Египта, Каире, центр, занимающийся подготовкой местных студентов к поступлению в российские вузы.

 

Вузы и иностранные абитуриенты

В РУДН больше всего абитуриентов из Ирана, Китая, Вьетнама, Египта. В число наиболее массово представленных стран в этом году можно также назвать Ливан, Нигерию, Анголу, Турцию, Чад, Эквадор. Самыми популярными среди иностранцев направления подготовки в РУДН продолжительное время остаются «Лечебное дело», «Стоматология», «Международные отношения», «Экономика», «Юриспруденция» и «Лингвистика».

Среди поступивших в Высшую школу экономики, абитуриенты из стран СНГ, Индии, Китая, Вьетнама, Нигерии, но нет студентов из Германии, Франции или США.

В МГИМО приняли 301 иностранного студента из 36 стран. Есть из недружественных стран, из европейских стран – из Италии, Австрии, даже из Соединенных Штатов.

В РАНХиГС подали заявления граждане 29 стран, в числе которых государства СНГ, а также абитуриенты из Болгарии, Грузии, Ирана, Йемена, Израиля, Вьетнама, Пакистана, Сирии, Таджикистана, Экваториальной Гвинеи, Туркменистана и Турции.

В Московском политехническом университете среди подавших заявления были граждане Украины и стран Латинской Америки, а также жители Латвии, Эстонии, Израиля, Франции, Кубы, Мексики и Коста-Рики.

Не видят уменьшения числа иностранных абитуриентов и в российских творческих вузах. Большинство поступивших в них граждане стран СНГ или Китая, также есть представители Германии, Абхазии, Донецкой и Луганской народных республик.

Более 80% абитуриентов в МГУ в этом году поступают из Восточной, Центральной и Западной Азии – наибольшее количество заявлений было подано абитуриентами из Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Ирана, Белоруссии, Киргизии.

В МГПУ страны-лидеры по количеству абитуриентов остались прежние: Китай, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия, Украина. Здесь говорят, что среди тех, кто впервые проявил интерес к вузу, представители Мексики, Мали, Шри-Ланки, Болгарии, Египта, Афганистана, Сирии, Колумбии и Словакии.

В МАИ больше всего заявлений поступило из Китая, Узбекистана, Казахстана, Малайзии, Вьетнама и Египта. В Казанский федеральный университет приезжают прежде всего граждане Туркменистана, Китая, Киргизии, Узбекистана, Ирана, Египта, Турции и стран Латинской Америки.

Сейчас более 21 тыс. иностранных граждан распределено на обучение в российские университеты в пределах квоты правительства РФ. Большинство из них – из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Китая, Украины. 2 346 граждан ЛНР, ДНР и Украины поступили на первый курс обучения в пределах квоты для иностранных граждан.

Среди остальных иностранцев по аналогии с прошлым годом продолжают быть наиболее востребованными такие направления подготовки, как экономика, лечебное дело, менеджмент и юриспруденция. При этом наибольшее число заявлений подано в следующих регионах: Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Свердловская область, Новосибирская область, Нижегородская область, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Башкортостан, Красноярский край.

Несмотря на международные санкции, ведущие российские вузы надеются на стабильный приток иностранных студентов в этом году, в основном из стран Азии и Африки.

Студенты из стран СНГ, особенно из таких государств, как Таджикистан или Казахстан, продолжают активно приезжать в Россию в настоящее время. Как правило, они поступают не в крупные российские университеты, а в те, которые расположены в обширных российских провинциях, среди которых Барнаул, Иркутск, Новосибирск, Челябинск и Оренбург.

Меньшее количество студентов из Европейского Союза и Восточной Европы продолжит ездить в Россию, но мы уже наблюдаем увеличение притока студентов из Китая, Вьетнама и Центральной Африки. Спрос на образование в Российской Федерации среди студентов из Сирии и Ирана также растёт.

Согласно более ранним данным Россотрудничества (Российского федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и международного гуманитарного сотрудничества) и другим источникам, число африканских студентов в российских университетах оценивается более чем в 25 000 студентов из более чем 50 африканских стран.

Интерес к поступлению в российские вузы увеличился от абитуриентов из Венгрии, Германии и Австрии.


*Информация взята из открытых источников

{jcomments off}

News