Международная и профессионально-общественная аккредитация

Международная аккредитация

Международная аккредитация – это процедура оценки и признания образовательных программ (или образовательных учреждений) высшего образования на соответствие критериям и требованиям международных, иностранных или российских организаций1, входящих в международные ассоциации2. Понятие «международная аккредитация» нашло отражение в показателях Национального проекта «Образование», приоритетного проекта Минобрнауки России «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» и находящемся на стадии разработки и обсуждения Программы стратегического академического лидерства Минобрнауки России, а также в программах развития федеральных университетов с целью развития сотрудничества и международного признания качества образовательных программ, реализуемых российскими вузами. Одним из приоритетов проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» является также повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг в целях увеличения доли несырьевого экспорта Российской Федерации. В качестве механизма такого признания определена международная аккредитация российских образовательных программ.

Международная аккредитация проводится на соответствие международным стандартам и требованиям, утвержденным международной организацией (ассоциацией) и проводимой агентством, официально признанным такой международной организацией, независимо от того, является ли оно зарубежным или национальным. Для стран-участниц Болонского процесса, в том числе и России, международные стандарты и правила прохождения аккредитации утверждены Конференцией министров образования в 2005 году и закреплены в документе «Стандарты и рекомендации для гарантии качества в европейском пространстве высшего образования» (ESG)3, который был разработан международными ассоциациями:
European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA) —Европейская ассоциация по гарантии качества в высшем образовании,
European Students’ Union (ESU) — Европейский союз студентов,
European University Association (EUA) — Европейская ассоциация университетов,
European Association of Institutions in Higher Education (EURASHE) —Европейская ассоциация учреждений высшего образования.

В сотрудничестве с:
Education International (EI) — Международное образование (ассоциация преподавателей),
BUSINESSEUROPE — Ассоциация бизнесс-объединений (союзов работодателей Европы),
European Quality Assurance Register for Higher Education (EQAR) — Европейский реестр гарантии качества в высшем образовании.

«ESG применимы ко всем вузам и агентствам гарантии качества в Европе, независимо от их структуры, функции, величины и страны, в которой они находятся. ESG не носят предписывающий характер и признают важность независимости вузов и агентств внутри национальных систем…»4. Правилами международной аккредитации определено наличие в составе экспертной комиссии представителей академической, студенческой и профессиональной общественности, а также зарубежных экспертов.

Право проводить международную аккредитацию имеют аккредитационные агентства, являющиеся полноправными членами Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) и входящие в Европейский реестр гарантии качества (EQAR).

Российские вузы, прошедшие международную аккредитацию в агентстве признанном ENQA и зарегистрированном Реестре EQAR, получают право вносить аккредитованные ими программы и вузы в Базу данных аккредитационных решений Европейского реестра гарантии качества DEQAR5.

Включение в реестр DEQAR программ и вузов подтверждает их соответствие Стандартам и рекомендациям для гарантии качества в европейском пространстве высшего образования (ESG-2015) и является основанием для признания аккредитованных программ и вузов на всей территории ЕВПО.

Совместная аккредитация

Совместная аккредитация является одной из форм международной аккредитации и проводится совместно национальным и зарубежным аккредитационными агентствами. Такая аккредитация предполагает прохождение образовательными программами единой процедуры аккредитации, согласованной и проводимой двумя аккредитационными агентствами, на соответствие европейским стандартам ESG и по европейским правилам. Экспертиза проводится одной комиссией, в составе которой работают эксперты, номинированные агентствами-партнерами. На основании отчета по самообследованию и единого отчета по внешней экспертизе принимаются решения отдельно коллегиальными органами агентств-партнеров. В случае положительных решений вуз получает два сертификата об аккредитации образовательных программ.

Кроме того, для аккредитации совместных образовательных программ, реализуемых двумя вузами разных стран, предусмотрена процедура, которая описана в документе «Европейский подход по гарантии качества совместных программ6», утвержденном Конференцией министров в 2015 году в Ереване (Армения).

Профессионально-общественная аккредитация

Профессионально-общественная аккредитация – это оценка и признание качества образовательных программ на соответствие требованиям образовательных и профессиональных стандартов (при их наличии), требованиям рынка труда к специалистам и служащим соответствующего профиля. Профессионально-общественная аккредитация проводится аккредитационными агентствами, входящими в перечень организаций, проводящих такую аккредитацию, правила формирования которого установлены Министерством науки и высшего образования РФ в соответствии с Постановлением Правительства от 17.04.2017 № 431.

Основанием для проведения профессионально-общественной аккредитации является реализация вузом образовательных программ, разработанных и реализуемых с учетом профессиональных стандартов. В состав экспертной комиссии входит представитель профессионального сообщества, федерального или регионального отраслевого министерства (ведомства), крупного работодателя или ассоциации работодателей.

 


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 92, п.1,2.
Федеральные государственные образовательные стандарты, раздел 4.6.4.
Стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG)
The European Higher Education Area in 2015: Implementation Report
Database of External Quality Assurance Results (Russia)
Европейский подход к оценке качества совместных программ