Для чего необходима профессионально-общественная аккредитация

Аккредитация как форма признания образовательной деятельности существует практически во всех развитых странах мира и в большинстве из них представляет собой участие независимых структур в оценке качества образования.

Понятие общественной аккредитации в образовании появилось в российском законодательстве в 1992 году.

 

Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 (утратил силу)

Статья. 33.2 государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций

«41. Образовательные учреждения, научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации».

 

 Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599
«О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»

«… 1. Правительству Российской Федерации:
а) оказать содействие Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку
юридических кадров… »

 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599
«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

«… 4. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии… »

 

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)

3.2. Приоритеты государственной политики в сфере оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»

«… Введение механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего образования… »


Основное мероприятие 3.6 подпрограммы 3

«… Будут разработаны и введены в практику механизмы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии …»

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы
(УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р)


«… В рамках задачи формирования востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов будут реализованы следующие мероприятия:
развитие системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании путем поддержки независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ …»

«… В рамках мероприятия по развитию системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании путем поддержки независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ предусматривается: обеспечение внедрения по всем укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) механизмов профессионально- общественной аккредитации образовательных программ …»

 

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»


Статья 89. Управление системой образования

«… 2. Управление системой образования включает в себя:
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию…»

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

«… 3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность»

«… 8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации»

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 560»

«… 1. В пункте 7 «Проведение конкурсного отбора по установлению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки высшего образования осуществляется в соответствии со следующими показателями деятельности образовательных организаций за год, предшествующий году, в котором проводится конкурс (за исключением показателей, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «д» и «к» настоящего пункта):
… дополнить подпунктом «р» следующего содержания:
«р) наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, срок действия которых истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема».

 

Проект Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»

ПОРЯДОК
проведения конкурса на распределение контрольных цифр
приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

«… 13. Распределение контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования осуществляется в зависимости от значений показателей потенциала образовательных организаций, рассчитываемых в соответствии с Методикой проведения конкурсного отбора и критериями принятия решения о распределении контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (приложение № 1 к настоящему Порядку) на основании следующих показателей деятельности образовательных организаций за год, предшествующий году, в котором проводится конкурс (за исключением показателей, предусмотренных подпунктами «г», «ж», «з» и «о» настоящего пункта):

о) наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема …»